К фундаментальным метрикам в работе контакт-центров относят Occupancy и Utilization — занятость и производительность. Разберем, что они означают, как их рассчитать и улучшить.
Показатель занятости контакт-центра дает понять, сколько времени операторы тратят на действия, связанные с поступившими в систему контакт-центра обращениями. Occupancy рассчитывают на основании показателей времени:
Occupancy говорит о двух вещах:
Постоянная работа операторов не обязательно сделает контакт-центр более продуктивным. Однако и слабая занятость может иметь негативные последствия для бизнеса.
К каким последствиям может привести постоянно высокая занятость:
Негативные последствия есть и у низкой занятости:
Уровень занятости обычно рассчитывается для операторов за определенный период времени. Поэтапно вычисления выглядят так:
В итоге вы получаете формулу:
Формула для расчёта выглядит так:
Occ = разговор + удержание + постобработка / обработка + режим ожидания * 100%
Приведем пример:
Общее время обработки вызовов составляет 2500 минут. Общее время полезное время — 3000 минут. Получаем значение Occupancy
OCC = (2500 ÷ 3000) x 100 = 83,3%
Метрику Occupancy отображают в процентах. Средний показатель занятости операторов составляет 70-90%. В целом, рекомендуемый Occ для контакт-центров — 68-87%.
Показатель ниже этого значения означает, что звонков на линии гораздо меньше, чем может обработать команда операторов. Скорее всего, часть специалистов сидит без дела. Occ выше 90% — операторы испытывают повышенную нагрузку из-за огромного потока звонков. Из-за этого есть риск снижения качества обслуживания, выгорания специалистов и текучки кадров.
Конкретное значение зависит от:
Если показатели занятости контакт-центра ниже или выше средних за определенный период:
В отличие от Occupancy, метрика Utilization показывает не просто время занятости, а эффективность оператора. Сюда входят не только прямые обязанности, но и продолжительность перекуров, обеденных перерывов, отгулов, обучения. По сути, это общая метрика для оценки контакт-центра. Тогда как Occupancy рассматривают как один из компонентов Utilization.
Работа оператора не сводится исключительно к обработке вызовов и общению с клиентами. В рабочем дне есть и другие активности:
Естественно, что ни одна компания не хочет переутомлять своих сотрудников, лишать их определенных прав или игнорировать их биологические потребности. При этом неразумно сокращать количество тренингов, если от этого пострадает производительность контактного центра. Таким образом, 100% производительности добиться невозможно.
Считается, что загрузку операторов сложно подсчитать, поскольку она включает в себя время, потраченное на перерывы, поход в туалет, посещение совещаний, обучение и прочее. Чтобы упростить расчет, можно вычесть время работы оператора в системе из его смены или оплачиваемого рабочего времени. Эта простая формула выглядит следующим образом:
Utilization (минуты) = оплаченное рабочее время – продуктивное время
Также можно рассчитать загруженность в процентах:
Utilization (%) = (оплаченное рабочее время / продуктивное время) * 100%
Приведем пример, как можно применить формулу:
Допустим, общее время входа в систему — 3000 минут. Общее оплачиваемое рабочее время — 3500 минут. Получаем следующее значение:
(3000 ÷ 3500) x 100 = 85,7%
Международный стандарт для Utilization — 86%. Если значение по формуле ниже, это может означать, что операторы проводят слишком много времени на тренингах, часто отлучаются на перерывы, либо есть неисправности в системе обработки вызовов. При более высоком Utilization операторы, скорее всего, перегружены работой.
Чтобы сбалансировать Utilization операторов, распределение нагрузки можно автоматизировать с помощью специального ПО. Например, АРГУС WFM CC в рамках единой системы позволяет:
Мониторинг занятости — это один из способов гарантировать, что операторы сохранят хорошую производительность. Например, показатель Utilization на уровне 60-70% указывает на слишком продолжительное время простоя, а показатель Occupancy на уровне 95% означает, что оператор перегружен. При постоянно высоком OCC эффективность и качество работы сотрудника будет снижаться. Как следствие, будут появляться ошибки человеческого фактора, что приведет к снижению удовлетворенности клиентов.
Если менеджеры будут внимательно следить за метриками Occupancy и Utilization, они смогут более эффективно планировать работу операторов и следить за равномерным распределением нагрузки. При этом отслеживание этих метрик может предоставить ценную информацию о производительности труда и качестве взаимодействий с клиентами.