Когда сотрудник контакт-центра по какой-либо причине не выходит на работу, это становится проблемой для бизнеса. Компании приходится срочно перераспределять нагрузку на операторов, подключать дополнительные резервы. Все это может привести к ухудшению качества обслуживания, финансовым и репутационным рискам. Чтобы бизнес мог отслеживать потери рабочего времени и эффективно управлять ими, существует специальная метрика — абсентеизм. Разбираемся, что это такое, как считать показатель и снижать его.
Абсентеизм — это неявка сотрудника на работу. Для этого явления существует метрика — коэффициент абсентеизма. Он показывает соотношение дней, когда человек не вышел на работу к общему числу трудовых смен за период времени.
Причины, по которым это происходит, можно разделить на две группы:
Абсентеизм может быть явным. Те же прогулы или опоздания можно фиксировать в рабочем табеле и в дальнейшем пресекать. Сложнее выявлять и снижать уровень неявного абсентеизма. Например, когда сотрудник на рабочем месте, но часть своего времени тратит на личные разговоры по телефону или перекуры.
Учитывать показатель абсентеизма критически важно для стабильной работы контакт-центра. И вот почему:
В конечном итоге, высокий уровень абсентеизма приводит к потере денег и производительности. Так, исследования показывают, что в Европе общая стоимость невыходов на работу составляет 470 млрд долларов. Отсутствие по уважительной причине снижает производительность компании на 22,6 %, по неуважительной — на 36,6 %.
К наиболее распространенным факторам, которые повышают частоту прогулов на работе, относят:
Коэффициент абсентеизма — один из ключевых показателей эффективности работы контакт-центра. Это процент времени, в течение которого операторы не могут принять вызовы. Считают его по формуле:
КА = время отсутствия сотрудника на работе / общее число запланированных часов * 100 %
Работает формула так:
Допустим в контакт-центре 10 операторов, которые должны отработать 40 часов в неделю каждый. В течение недели они суммарно брали 20 часов отгулов по разным причинам. Считаем:
Это означает, что операторы были готовы принимать звонки в течение 95 % запланированного времени. В остальные 5 % времени контакт-центр работал неэффективно, с повышенной нагрузкой на каждого оператора.
Для коэффициента абсентеизма нет стандартных нормативов. В теории процент отсутствия сотрудников на рабочем месте должен быть нулевым. Это бы означало, что операторы контакт-центра 100 % своего рабочего времени уделяют обслуживанию клиентов.
Однако на практике такого показателя добиться почти невозможно. Поэтому каждая компания обычно считает норматив исходя из специфики конкретного бизнеса и индивидуальных условий труда.
Например, если коэффициент абсентеизма превышает средний показатель в 5 % из примера выше, это говорит о низкой эффективности контакт-центра. Чтобы решить эту проблему, компании необходимо детально разбираться с каждой ситуацией, выявлять и устранять причины отсутствия сотрудника на рабочем месте.
Допустим, оператору может не хватать знаний для обработки конкретных клиентских ситуаций. В этом случае сотрудника можно направить на дообучение или пополнить обязательные справочные материалы практическими рекомендациями.
Для решения проблемы абсентеизма необходимо объединить усилия сотрудников и руководства:
Любая компания вне зависимости от отрасли бизнеса сталкивается с абсентеизмом. Для контакт-центров потеря рабочего времени имеет решающее значение. Она напрямую влияет на выполнение SLA и качество обслуживания клиентов.
Отслеживая коэффициент абсентеизма, компания может своевременно принимать релевантные меры. Например, внедрять систематизированные регламенты работы, оказывать психологическую поддержку сотрудникам, развивать здоровые трудовые отношения в коллективе.
Отслеживать абсентеизм в контакт-центре можно и в автоматическом режиме — с помощью специализированного ПО. Так, система АРГУС WFM CC позволяет одновременно решать ряд рутинных задач с учетом % абсентеизма:
Все это позволит повысить бесперебойную работу контакт-центра и эффективность обслуживания клиентов.