В 2021 году компания Апекс Берг опросила 1 778 менеджеров и 14 293 операторов контакт-центров. Выяснилось: операторы не видят, что их предложения по улучшению трудовых условий воплощаются в жизнь, считают свою работу однообразной и не получают от нее удовольствия. А также думают, что зарплата не соответствует уровню их профессионализма и должна быть выше.
Менеджеры уверены в обратном — они считают, что слышат своих сотрудников, предоставляют им достаточно возможностей для развития и полагают, что операторов устраивает их заработная плата.
Вывод: сотрудникам нужна прозрачная и комфортная среда, в которой они смогут быть эффективными и приносить компании пользу. Именно такой подход используют «бирюзовые организации».
Главные ценности таких организаций — самоуправление и коучинг вместо KPI. Контроль руководством сводится к минимуму, поощряется инициатива каждого сотрудника, операторы боятся ошибаться, а значит не тратят время, чтобы скрывать рабочие проблемы. Личная ответственность — основа компаний, которые придерживаются подобного подхода.
Термин «бирюзовая организация» впервые появился в книге Фредерика Лалу «Открывая организации будущего», где автор перефразировал теорию о цикличном маркетинге. В основе бирюзового менеджмента лежат эволюционная цель, целостность и самоуправление.
Переходим от теории к практике. Следующие шаги «бирюзового» менеджмента можно внедрить в контакт-центре с помощью WFM-системы.
Если сотрудник сможет влиять на свое расписание не в ущерб задачам компании, он будет больше вовлечен в бизнес-процессы и контакт-центр будет лучше выполнять SLA. Гибкий график повышает ценность HR-бренда в глазах сотрудника. Например, человек может спланировать день так, чтобы уделить время своим делам или любимому хобби. Уровень его удовлетворенности повышается, а значит и лояльность к компании, в которой она работает. Это напрямую влияет на текучесть кадров.
Такой подход не влияет на качество работы контакт-центра, так как в WFM-системе видно нагрузку на операторов и можно ограничить количество специалистов, которые в определенное время могут пойти на перерыв. Это и есть контролируемое самоуправление в чистом виде — мы предоставляем человеку выбор.
Операторы должны иметь возможность выбрать более комфортные дни отпуска или не идти в запланированный отпуск и выбрать оставшиеся дни под свои нужды. Например, заболел кот: сотрудник выбирает себе в этот день отгул для визита к ветеринару.
Так работодатель проявляет эмпатию — «У всех могут быть проблемы, мы тебя понимаем и хотим помочь их решить».
Во всех контактных центрах специалисты меняются сменами. Здесь важно то, как этот процесс выстроен. Одно дело, когда запрос поступает менеджеру и он начинает искать подходящие варианты для обмена. Другое, когда оператор может это сделать самостоятельно.
Здесь речь пойдет о бэкофисных активностях. Это может быть наставничество, ассесменты, участие в собеседованиях, обучение, документальная работа или даже личное время, которое можно выделить оператору.
Возможность выполнять не только свои задачи, но и участвовать в работе других направлений, развивает сотрудника и предоставляет возможности для карьерного продвижения. Если он решит потратить это время на отдых и восстановление сил — тоже хорошо, так как поможет лучше работать.
Вывод: использование WFM-системы способствует вовлечению сотрудников, а это является неотъемлемой составляющей «бирюзового» менеджмента.
Внедрение чего-то нового — это часто вызов и для руководителя, и для сотрудников, и для бизнеса в целом. Если вы решили развивать самоуправление и внедрять «бирюзовый» менеджмент в своей компании, рекомендуем ответить на шесть основных вопросов, которые помогут убедиться, что вы готовы к значимым изменениям.
Внедрение новой системы потребует со стороны заказчика ресурсов и времени на тестирование. Показатели контакт-центра могут временно упасть. Это происходит не всегда, но к этому стоит быть готовым.
Переходить к самоуправлению лучше постепенно, так как операторам может потребоваться время, чтобы войти в ритм. Есть риск, что в течение какого-то периода они могут плохо обрабатывать заявки.
«Бесшовное» внедрение практики уменьшает вероятность того, что у сотрудников возникнет «мотивационный диатез». Руководителю нужно внимательно следить за тем, чтобы не избаловать операторов.
Процесс нельзя пускать на самотек, и в компании должен быть визионер, который будет заниматься контролем и продвижением идей значительную часть своего рабочего времени.
Каждый контакт-центр имеет свой средний портрет оператора, и внедрение данных техник больше подойдет сотрудникам в возрасте 18-25 лет. Если большинству операторов 40-60 лет, и они привыкли работать в режиме 5/2, им будет тяжело перестроиться.
Бизнес-процессы контакт-центров отличаются, и все описанные выше практики тоже будут адаптироваться и дорабатываться, исходя из задач контакт-центра. WFM-система является инструментом, который помогает внедрить «бирюзовый» менеджмент, и команде внедрения важно иметь плотный диалог с ее вендором-разработчиком. Необходимость адаптировать продукт потребует от компании дополнительных расходов и времени, но при успешном внедрении «бирюзового» менеджмента проблемы контакт-центра могут решиться.
Менеджеры думают, что знают своих сотрудников, но важно понимать, насколько отвечают реальности их представления о тех, кто с ними работает. Для корректировки видения стоит больше общаться с людьми, чтобы знать их проблемы и вовремя на них реагировать.
Людям необходимо создавать комфортные условия труда и понимать их потребности — как они хотят проводить свое свободное время, что с их здоровьем, в каком направлении они хотят развиваться. Важно способствовать вовлеченности сотрудников, чтобы каждый из них заботился о своей работе, клиентах и самой компании. Для достижения этого операторы должны ясно понимать, что от них требуется, иметь полномочия, которые соответствуют их скиллам.
Внедрение современных подходов работы с персоналом повышает имидж контакт-центра как работодателя, улучшает атмосферу внутри коллектива, что, в конечном итоге, ведет к увеличению эффективности всей организации и ее прибыльности.