Российские компании почти не инвестируют в дизайн и интерфейс ИТ-продуктов, что пагубным образом сказывается на их конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешних рынках. К таким выводам пришли эксперты Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям.
Руководитель направления WFM НТЦ АРГУС Татьяна Кузнецова считает, что проблема красоты интерфейсов и интуитивно понятной навигации в программе существует на рынке российского ПО, однако драматизировать ее не стоит:
«Нельзя утверждать, что качество интерфейсов и удобство пользования находятся на совсем низком уровне. К примеру, если рассматривать программные продукты, попадающие к нам от азиатских производителей, то ситуация там куда печальнее».
«Большинство претензий РСПП касаются непривлекательного внешнего вида ПО для промышленности. Сюда можно включить большинство решении, среди которых системы класса АСУ ТП, ТОиР, СКУД, диспетчеризации производств. Конечный пользователь редко задумывается о красоте, ведь для него важно, чтобы средство автоматизации работало и снимало часть рутинных задач. Существует даже некий стереотип, когда «красота» промышленного ПО может восприниматься как недостаток, как признак незрелого и ненадежного решения, — обращает внимание Татьяна Кузнецова — Если мы ведем разговор о софте для коммерческих компаний, то ситуация вырисовывается более позитивная. Практически каждый производитель ПО работает над удобством пользования и интерфейсами (UI, UX). К тому же, если мы затрагиваем тему удобства, то не стоит забывать, что речь идет не только об интерфейсе, но и о возможности использовать программный продукт без дополнительных настроек, поиска обходных путей как приспособить и доработать решение под нужды и нормативы. Чаще всего это касается решений, которым необходимо учитывать, к примеру, трудовое законодательство, особенности ведения бухгалтерского учета».
Что касается инвестиций в дизайн интерфейсов, то многое зависит от класса ПО.
«Для продуктов B2C традиционно интерфейс и удобство использования крайне важны, поэтому у каждого производителя есть штатный или, на крайний случай, внештатный дизайнер. В продуктах B2B вопрос дизайна интерфейса чаще отходит на второй план, поэтому не во всех случаях привлекают дизайнеров. Вендоры, создавая продукты для B2В, более пристальное внимание уделяют эргономике, визуальному восприятию ПО, не забывают и о том, насколько быстро и легко пользователь может решить задачи, то есть о скорости работы», — делится наблюдениями Татьяна Кузнецова.
По мнению Татьяны Кузнецовой, красота и удобство интерфейса действительно являются важным конкурентным преимуществом:
«В условиях технологического паритета, когда предлагаемые решения примерно одинаково закрывают потребности клиента, интерфейс, действительно, становится конкурентным преимуществом. Последний год мы активно работаем над улучшением интерфейсов наших продуктов. Уже в этом году мы поставили команде задачи, направленные именно на развитие UX в нашем ПО. С экономической точки зрения мы понимаем, что это серьезные затраты: финансовые и человеческие, однако, настало благоприятное время для того, чтобы наши системы начали ценить не только за их высокие показатели производительности, но и за понятный, приятный и дружелюбный интерфейс».
Читать полный текст материала